авторизация
Добавить в избранное
Сейчас в корзине
Последние новости

Посмотреть все новости

09.07.2012

Остановись мгновенье

 

Постоянное развитие часового механизма возможно только потому, что идеал недостижим, начиная с первых солнечных часов и заканчивая современными хронографами. Точность и надежность всегда могут быть лучше.

Потребовалось несколько веков, чтобы механическая стрелка научилась совершать равномерное круговое движение с более или менее приличной точностью. Но едва это случилось, человек захотел противоположного: заставить механические часы замерять интервалы, да еще с точностью в секунду. Так родилась идея нынешнего хронографа.

Во-первых, надо заставить стрелку останавливаться по желанию человека, но чтобы сам механизм при этом продолжал работу.

Во-вторых, обеспечить шаг измерения в одну секунду.

С самого начала и по сегодняшний день эксперименты по созданию хронографа и «мертвой секунды» идут в двух направлениях. Одни часовщики стараются «отвязать» механизм замера от основной колесной передачи. В корпус встраиваются сразу два механизма, а единственной точкой их соприкосновения чаще всего остается регулятор — узел баланс-спираль. Приверженцы другого направления заставляют «замирать» секундную стрелку основного механизма. Это и есть часы с «мертвой секундой» — почти отмершая ветвь эволюции хронографов.

Распространенной схемой второго направления стал так называемый «китайский дуплекс» — специальный ход, который использовала в часах, выпускаемых по большей части для китайского рынка. В обычном дуплексном ходе ходовое колесо проворачивается каждые полсекунды при частоте колебания баланса 14 400 п/к в час за два его колебания. Чтобы колесо двигалось раз в секунду, его большие зубья продублировали, и теперь оно делало один шажок за 4 колебания баланса. Секундная стрелка в этой схеме двигалась не с четкими секундными интервалами, а в два шага: один размером в секунду без малого, а другой был почти незаметен глазу. Однако этот путь развития часового искусства проиграл гонку за точность хода другим вариантам спуска, и прежде всего — швейцарскому анкерному, который стал доминирующим в мире. Долгое время идея «мертвой секунды» казалась умершей.

<p>

Конструкторы вернулись к созданию устройства Seconde morte только в 40–60-х годах ХХ века. Хронографы к тому времени стали прибором вполне привычным, но дорогим, и замирающая секундная стрелка должна была стать дешевым в исполнении, но привлекательным для покупателя маркетинговым ходом. Соответственно, предпочтение отдавалось относительно несложным конструкциям. Наиболее популярным решением стало промежуточное колесо, связанное с осью секундной стрелки посредством пружины. Большую часть времени ось удерживалась в фиксированном положении специальным штифтом или вилкой, и только когда промежуточное колесо совершало несколько маленьких шажков, специальная звездочка освобождала ось.

<p>

С появлением кварца идея механических часов с «мертвой секундой» вообще потеряла смысл: электрический мотор справлялся с этим куда лучше. В начале 1980-х все работы в этой области были свернуты. Вновь о «мертвой секунде» вспомнили уже в момент возраждения тонкой механики. Причем применение нашли и классическая «одномоторная» схема, и «двукрылая», и даже их промежуточные варианты. В XXI веке первыми часами с «мертвой секундой» стала вышедшая в 2001 году лимитированная серия Officine Panerai Radiomir Independent (PAM80).

<p>

В 2005 году схема с «мертвой секундой» появилась в модели Tourbillon Souverain a Remontoir d'Egalite avec Seconde Morte. Это было классическое исполнение на основе колес-звездочек и спирального волоска. Вариант этой схемы использовали в вышедшем в 2007 году концепте Audemars Piguet Millenary Escape — калибре АР 2905.

<p>

Можно не сомневаться, что поиски «мертвой секунды» часовых дел мастера будут продолжать и дальше, тем более, что сегодня часы все больше изящное украшение, которое тем ценнее, чем оно элегантнее и точнее, а точность механики всегда будет элегантнее точности кварца, теплее и человечнее.

 

все статьи